Анимация
JavaScript
|
Главная Библионтека относительно отклонения от заданного значения имеется нечеткая информация. Аналогично определяются ц, { = = 2 ч- 6) для ЛПУ 2 4- ЛПУ 6. Функция принадлежности С величины Аи,, при объединении правил находится с помощью формулы Ис(Ам,) = тшЦсДАм,). (3.9) Однако, поскольку на выходе контроллера необходимо получить четкое значение, в качестве задающей величины определяется значение, удовлетворяющее следующему выражению: Цс(А"?)= 8ирцс(Аи4), Дике с где [/-полное множество задающих величин. (3.10) Проектирование НК [10] На практике при проектировании НК системы управления скоростью автомобиля в качестве входной информащ1и используются четкие значения. Задающая величина Aut для этого случая находится следующим образом. Пусть е, = е, = Ае, = Ае. Функция принадлежности предпосылки (рис. 3.25) для е имеет вид Hp (ei) = -arctg(4-ei) + 0,5, цДе;) = -arctg(-rfie,.) + 0,5, i = 1, 2, 3, п (3.11) 1,0 - Сз с, с, С2 Cj Cf Jui JU2 U3 Рис. 3.26. Функция принад-" лежности задающей величины. 4-= tg(0,45u)/fl,, г - 1, 2, 3. (3.12) Функция принадлежности заключения имеет вид Цр„,(Ам)--Ам + 0,5, (3.13) 1 Ц„,(Ам)= - -Ам + 0,5, (=1, 2, 3. С помощью процедур 1-3 нечеткого вывода можно определить нечеткое множество С задающих величин (рис. 3.26). Таким образом, если точки пересечения Ам], Amj, Amj всех функций принадлежности выразить в виде Ам, = ~{arctg(u?,et) + arctg(rf2Ae,)}/(6r, + gr), Д"2 = -{arctg(rf2Ae,) + arctg((3A2e,)}/(2 + 3), (3.14) Амз = -{arctg((3A4) + arctg((,e,)}/(03 + »i), где бгг= 1/(2й;), /= 1, 2, 3, то Am? = medium {Ам], Amj, Аг/3}, (3.15) где medium означает среднее значение. Задающая величина Ам?, полученная из формул (3.14) и (3.15), выражена двумя линейными связями относительно arctg (u?iej, arctg (йге и arctg (rfAeJ, а относительно е, Ае и Ае - нелинейной связью. Поэтому можно считать, что НК-это нелинейный ПИД-контроллер. Моделирование Передаточная функция объекта управления (блок управления -I- карбюратор + автомобиль), используемая при моделировании, имеет следующий вид: 35,78 [кмч--В-]. (3.16) G(s) = (1,735.?+ 1)(16,85.?+ 1) 0,00 20,00 40,00 60,00 80,00 100,00 120,00 140,00 Время, с Рис. 3.27. Результаты моделирования управления скоростью. Она получена на основе переходной характеристики от О до 60 км/ч. На рис. 3.27 показаны результаты моделирования работы контроллеров двух типов-НК и ПИДК. Значения параметров НК выбраны следующим образом: fa, =70, «2=13, Аз =14, Ь, =2, Й2 = 2,13, = 2. Из рис. 3.27 следует, что выбросы на кривой НК меньше, чем на кривой ПИДК. Кроме того, НК дает лучшие времена установления и нарастания. Можно заметить также, что НК лучше и по отношению к изменениям динамической характеристики через 50 с после подъема и спуска. Поскольку изменение динамической характеристики вызывает периодическое изменение усиления объекта управления с амплитудой до 50%, можно считать, что НК способен вести управление при сильных возмущениях. Дорожные испытания Дорожные испытания проводились на магистрали Кита-кюсю с установленным на автомобиле микрокомпьютером, в который были заложены программы НК и ПИДК. Период выборки данных для управления был принят равным 1 с. Время вычисления на одну выборку для НК составило 50 мс, для ПИДК-около 35 мс. На рис. 3.28 и 3.29 представлены результаты испытаний Вг 80г Скорость 20 30 40 время, с Рис. 3.28. Результаты дорожных испытаний ПИДК. для ПИДК и НК соответственно. По результатам для ПИДК можно заметить влияние динамической характеристики на первой и второй скорости и влияние переключения передач, а также большие изменения задающей величины. Это можно объяснить тем, что усиление ПИДК неизменно, несмотря на различие в характеристиках автомобиля на первой, второй и третьей скорости. В результатах для НК, наоборот, выбросы незначительны, отсутствуют большие изменения задающей величины, а ускорения плавные. Кроме того, обеспечивается устойчивость при длительном движении, несмотря на неровности дороги. С точки зрения комфортабельности применение НК не вызывало каких-либо тревожных ощущений и практически не отличалось от случая, когда акселератором управляет водитель, а с точки зрения вождения поездка была приятной. Время, мин Рис. 3.29. Результаты дорожных испытаний НК, 8-6830 Накопление «-- данных Настройка параметров
Рис. 3.30. Самонастраивающийся НК. 3.4.4. УПРАВЛЕНИЕ СКОРОСТЬЮ С ПОМОЩЬЮ САМОНАСТРАИВАЮЩЕГОСЯ НК [12] Ниже описана структура НК с правилами обучения (правила настройки) и функцией самонастройки, позволяющими настраивать параметры НК по оценкам реакции на управляющие воздействия. Затем приведены результаты моделирования управления скоростью и рассмотрена эффективность такого контроллера. Функция самонастройки В условия.ч больших изменений нагрузки возможны случаи, когда трудно получить оптимальные результаты даже при управлении с помощью НК с определенным набором параметров. В подобных случаях требуется перенастройка параметров. Настройку параметров можно осуществить либо методом проб и ошибок, либо на основе эмпирических знаний о настройке. Рассмотрим НК с функцией самонастройки параметров, которая действует подобно специалисту, т. е. оценивает реакции на управляющие воздействия и производит настройку параметров. В качестве обучающих правил настройки параметров НК рассматриваются два: итеративное правило, в соответствии с которым параметры настраиваются итеративно с учетом оценки управляемости, и правило настройки в реальном времени, в соответствии с которым параметры настраиваются по оценке реакции на управляющие воздействия в реальном времени. Сначала параметры НК однозначно определяются по итеративному правилу настройки исходя из оценки результатов управления. Затем, приняв полученные значения в качестве исходных, уже в процессе управления по реакции на управляющие воздействия параметры настраиваются по правилу настройки в реальном времени. Повторяя попеременно итеративную настройку и настройку в реальном времени, устанавливают оптимальные значения параметров. На рис. 3.30 приведена блок-схема самонастраивающегося НК с подобными правилами обучения ()>*-заданная реакция). Итеративная настройка параметров Итеративная настройка параметров - это метод однозначной установки параметров НК по оценке результатов управления в момент окончания управления. Оцениваются такие характеристики, как величина выбросов, время достижения целевого значения и амплитуда (рис. 3.31). Правила настройки параметров и оценки характеристик определены в табл. 3.6, составленной с учетом опыта авторов и сходства НК с ПИДК. Величины еу, и е в таблице определяются по формулам eoy = OV~OV*, i eT = RT-RT*, I е = АМ-ЛМ*, (3.18) Время достижения целевого значения Рис. 3.31. Характеристики управления. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 |