Анимация
JavaScript


Главная  Библионтека 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [ 41 ] 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

следующее: "Недостаточное число наших заказчиков знают Си++ достаточно хорошо, чтобы его правильно использовать, поэтому мы спроектировали библиотеку классов так, чтобы ей было легче пользоваться". (В переводе на нормальный язык: "Средние пользователи слишком тупые, чтобы делать все правильно; на самом деле они даже не заинтересованы в том, чтобы научиться работать правильно, и научить их будет очень трудно. Так что мы даже не будем делать ни того, ни другого. М1 просто оглупим свой продукт"). Проблема была отягощена учебным руководством, которое нарушало объектно-ориентированные принципы налево и направо, и, к сожалению, это руководство используется тысячами программистов, которые не знают ничего лучшего в качестве примера того, как написать приложение при помощи этой библиотеки классов. Они вполне разумно ожидают, что руководство покажет им, как сделать все правильно, поэтому они никогда не подозревают, что все было намеренно сделано неверно, чтобы сделать руководство "более понятным".

Си++ - язык трудный как для изучения, так и для использования. При написании программ на Си++ столько тонкостей, что даже опытные программисты временами их забывают. Кроме того, даже простой поиск достаточного количества программистов на Си++, чтобы писать, и значительно меньшего, чтобы сопровождать ваш код - трудный процесс. Вы вводите себя в заблуждение, если верите, что Си++ может быть использован безыскусно. Слишком просто для неопытного программиста сделать что-нибудь неправильно и даже не знать об этом, способствуя бесполезным затратам времени на выслеживание ошибки, которая и так хорошо видна. Многие ошибки такого типа даже проникают необнаруженными через этап тестирования и попадают в конечный продукт, делая сопровождение сомнительным предприятием.

Зачем же вообще использовать Си++? Ответ состоит в том, что должным образом использованный Си++ дает вам существенные выгоды в сопровождении. Вы можете делать значительные изменения в поведении программы (типа перевода всей программы с английского языка на японский или переноса в другую операционную среду) при помощи незначительных изменений в исходном коде, ограниченных малым уголком этого кода. Подобные изменения в структурной системе обычно потребуют модификации поистине каждой функции в программе.

Однако если вы не придерживаетесь правил, то вы в итоге получите в свое распоряжение недостатки обоих систем. Структурные проекты обычно имеют проблемы с отношениями сцепления, которые не встречаются в хорошем объектно-ориентированном проекте, но если вы



остановитесь на полдороге, многие из этих ошибок будут скрыты в классах, где их будет трудно найти. Кроме того, многие объектно-ориентированные проекты обычно бывают очень сложными, а взаимоотношения между объектами иногда непредсказуемы. (Это также одно из главных преимуществ методологии: возможно моделирование системы такой сложности, что ее поведение заранее предсказать невозможно). Инструменты типа диаграмм объектов становятся необходимыми, потому что если эта система не работает, то вероятнее всего причина в потоке сообщений. Если не работает индивидуальный объект, то его легко исправить при условии, что его интерфейс корректен, потому что изменения будут ограничены определением одного класса. Когда вы делаете что-то неверно, то эти проблемы становится очень тяжело выследить, потому что для передачи информации используются тайные ходы, а изменения в одном классе могут передаваться в другие.

Поэтому, если у вас "нет времени, чтобы делать все правильно", то вам гораздо лучше остановиться на структурном проектировании и простой реализации на языке Си. Будет проще искать ошибки, потому что код более однороден, и у вас не будет дополнительных сложностей с системой передачи сообщений, сбивающей с толку. Введение упрощений сегодня может сделать программу "типа объектно-ориентированной" неподдающейся сопровождению год спустя: вам придется выбросить всю программу и начать сначала. Перспектива лучшего сопровождения может реализоваться, лишь если вы следуете правилам.

Так как эта книга не является книгой по ОО-проектированию, то я отсылаю вас к книге Буча, упомянутой во введении к этой главе, если вам нужно познакомиться с процессом объектно-ориентированного проектирования. Эта книга рассматривает правила, которые облегчают протекание этого процесса.

91. Рассчитывайте потратить больше времени на проектирование и меньше на разработку

Мой опыт свидетельствует, что, если исключить период изучения Си++, объектно-ориентированные системы требуют на разработку столько же времени, сколько и структурные системы. Тем не менее, при объектно-ориентированном подходе вы затрачиваете гораздо более высокую долю общего времени на проектирование, и процесс программирования идет быстрее. На практике этап проектирования большой системы может продолжаться от четырех до шести месяцев, прежде чем будет написана первая строка кода. К несчастью, это слишком горькая пилюля для тех, кто измеряет производительность числом строк кода в день, чтобы



проглотить ее. Так как общее время разработки остается прежним, то рост производительности происходит после того, как начинается сопровождение кода. Корректно выполненные объектно-проектированные системы проще кодировать и проще сопровождать.

92. Библиотеки классов Си++ обычно не могут быть использованы неискушенными пользователями

Одна большая ложь о Си++, которая распространяется продавцами с острыми зубами и зачесанными назад волосами, сводится к тому, что ваши второсортные программисты на Си могут использовать библиотеки классов, созданные гуру, без реальной необходимости знать Си++. К несчастью, любая, кроме самой тривиальной, библиотека классов будет использовать сложные для понимания разделы Си++ типа наследования и виртуальных функций - по крайней мере, она должна их использовать, если спроектирована как следует. Библиотека, не использующая эти свойства Си++, могла бы запросто быть реализована на Си. Пользователи библиотеки будут должны довольно хорошо знать Си++.

Любая программа, написанная людьми, которые не слишком сведущи в используемом ими языке программирования, будет в лучшем случае иметь много ошибок, в худшем случае она будет несопровождаемой. Вероятно, тяжелее всего найти ту ошибку, про которую вы не думаете, что это ошибка. Если ваше понимание того, как работает этот язык, неполное, то вы можете думать, что все в порядке с фрагментом кода, патологически напичканным ошибками, потому что этот код внешне кажется правильным.

Программная индустрия сталкивалась с этой проблемой и раньше, когда коллективы разработчиков были вынуждены переходить с языка КОБОЛ на Си, но при этом не была обеспечена необходимая тренировка программистов, позволяющая им использовать Си правильно. После этого в качестве урока осталась масса несопровождаемого, переполненного ошибками кода на Си. Си++ показывает все признаки еще более серьезной проблемы, так как руководители часто делают ставку на популярность Си++, в действительности не зная, во что они впутываются. Масса кишащего ошибками кода на Си++ пишется ежедневно людьми, которые даже не знают язык в степени, достаточной, чтобы понять, что они делают что-то неправильно.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [ 41 ] 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76