Анимация
JavaScript


Главная  Библионтека 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 [ 78 ] 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140

Однако, на самом деле требуется около двух десяточков высокоуровневых функций, что бы обеспечить реализацию всех необходимых операций. Но прежде чем углубляться в описание каждой из них полезно получить представление об архитектуре структур в целом.

Архитектура структур в IDA

Итак, что есть структура с точки зрения IDA? Это, прежде всего элемент bTree, точно как сегмент или функция.

Но в отличие от перечисленных выше, структура не связана ни с каким линейным адресом. Это самостоятельный объект, существующий вне адресного пространства дизассемблируемого файла.

В таком случае возникает вопрос, - а как же к ней может осуществляться доступ? Приходится выбирать другую уникальную характеристику, которая бы отличала одну структуру от другой.

Можно было бы использовать имя, или любую производную от него величину, но разработчик IDA выбрал другой путь. Он связал каждую структуру с 32-разрядным целым числом, то есть идентификатором (сокращенно ID), который возвращался при создании структуры.

Грубо говоря, можно считать идентификатор аналогом дескриптора файла, с которым приходится сталкиваться в современных операционных системах. Различия между ними и в самом деле несущественны, хотя все же существуют - так, например, после закрытия файла, его дескриптор освобождается и может быть повторно присвоен вновь открытому файлу, а идентификаторы уникальны и никогда не присваиваются дважды, - даже если связанный с ними объект был разрушен.

Однако, идентификаторы неудобны тем, что их приходится не только хранить, но и распределять между несколькими процессами. Ведь чаще всего один скрипт (IDA, пользователь) создает структуру, с которой приходится работать совсем другому скрипту.

Точно такая проблема стояла и перед разработчикам операционной системы Zerro Way (более известной широким кругам как Windows NT). И вот и в этом случае выход был один - использовать помимо идентификаторов, поименный доступ к объектам.

Символьные имена в самом деле гораздо удобнее малоосмысленных 32 битных числовых значений. Однако, поддерживать два набора функций, для имен и для идентификаторов по меньшей мере неразумно.

Поэтому в IDA была введена всего лишь одна функция, которая позволяла по имени структуры установить ее идентификатор (GetStrucIdByName). И обратная ей, GetStrucName, которая по идентификатору возвращала имя.

Это позволило писать понятый код наподобие следующего:

DelStruc(

GetStrucIdByName("struc 10")

Небольшое замедление выполнения с лихвой окупалось его удобочитаемостью, и поэтому он стал очень популярным (именно так построены все примеры скриптов, приведенные ниже)

Однако, одно лишь это не решало всех проблем. Все равно имя структуры требовалось как-то передавать скрипту, что было не всегда осуществимо.

Поэтому был необходим механизм, обеспечивающий доступ ко всем существующим структурам. Теоретически это можно осуществить с помощью идентификаторов. Так, если проскандировать все числа от нуля до 0xFFFFFFFE, то можно обнаружить все структуры, которые присутствуют в базе и получить к ним доступ.

Но как же это будет медленно! Однако, не стоит быстро отказываться от умный идей. Ведь можно загнать все структуры в один список, проиндексированный числами от



нуля до номера последней созданной структуры, - тогда все операции с ним не потребуют никаких накладных расходов.

И в самом деле, IDA поддерживает именно такой список. Так, например, что бы узнать идентификаторы всех существующих структур достаточно выполнить следующий бесхитростный код:

auto a; a=0;

while(1) {

Message("0x%X 0x%X \n", a,GetStrucId(a)

a=GetNextStrucIdx(a);

if (a==-1) break; }

Ключевой его фигурой является функция GetStrucid, которая возвращает идентификатор по индексу структуры.

Однако, индексы не жестко связаны с идентификаторами и использовать их для доступа к структурам можно только сразу же после получения. А точнее только на протяжении того времени, в течении которого гарантировано ни одна структура не была добавлена или удалена.

Фактически индексы были введены, что бы было можно быстро получить список структур. И ни для чего большего их использовать не рекомендуется - разве что на свой страх и риск.

При этом будьте внимательны, иначе можно совершить ошибку наподобие следующей:

auto a;

for(a=0;a<GetStrucQty();a++) DelStruc(GetStrucId(a));

С первого взгляда в этих двух строчках нет никакой ошибки и скрипт будет работать как часы, но попробуйте его запустить и произойдет нечто невразумительное.

В чем же дело? Вся причина в том, что индексы обновляются при каждом удалении структуры. То есть, удалив структуру с индексом ноль, мы не может переходить к индексу один, так как индексы были реорганизованы, и теперь нулевому индексу соответствует другая структура, а список был сокращен на единицу.

Правильный код, как бы это ни парадоксально на первый взгляд должен выглядеть

так:

auto a;

for(a=0;a<GetStrucQty();a++)

DelStruc(GetStrucId(0));

Поэтому, если вы не хотите искать подобных приключений, не используйте индексы ни для чего другого, кроме как просмотра существующих структур.

Теперь рассмотри, как осуществляется доступ к элементам структуры. Но для начала рассмотрим все характеристики члена структуры. Как известно руководств к языкам высокого уровня - это имя, тип и смещение относительно начала структуры.

Однако, в отличие от языков высокого уровня ассемблер MASM использует глобальное пространство имен, а это означает, что имя каждого члена структуры уникально и не может быть дважды повторено в системе.



Это огромный недостаток, который сводит на нет все преимущества структур. Так, например, если структура MCB (смотри выше) имеет члена с именем size, то невозможно дать тоже имя никакому члену другой структуры.

Впрочем, в TASM-е это ограничение устранено. Но, к сожалению, IDA не поддерживает такого режима работы. Поэтому имя члена могло бы служить идеальным средством доступа к нему, однако, в IDA использован другой подход, который при ближайшем рассмотрении оказывается не только более удобным, но и универсальным.

Доступ к элементам структуры осуществляется по их смещением, а точнее заданием любого, принадлежащего им смещения.

Это позволяет рассматривать структуру, как непрерывный «лоскут» адресного пространства, с «объектами» - членами. Именно так, например, организован доступ к локальным переменным функций.

С точки зрения IDA каждый член структуры характеризуется не только его типом (грубо говоря, размером ячейки), но и может иметь связанные объекты, такие как имя или комментарий.

Более того, член структуры может являться не только ячейкой памяти, но и вложенной структурой!

Методы

Функция

Описание

Long GetStrucQty(void)

Возвращает количество структур, созданных вызовом AddStrucEx

Long GetFirstStrucIdx(void);

Возвращает индекс первой структуры в списке

long GetLastStrucIdx(void);

Возвращает индекс последней структуры в списке

long GetNextStrucIdx(long index);

Возвращает следующий индекс в списке структур

long GetPrevStrucIdx(long index)

Возвращает предыдущий индекс в списке структур

long GetStrucId(long index)

Возвращает ID структуры по индексу.

long GetStrucIdByName(char name);

Возвращает идентификатор структуры по ее имени

char GetStrucName(long id)

Возвращает имя структуры по ее идентификатору

char GetStrucComment(long id,long repeatable);

Возвращает комментарии к структуре

long GetStrucSize(long id)

Возвращает размер структуры в байтах, который равен сумме размера всех ее членов

long GetMemberQty(long id);

Возвращает число членов структуры

long GetStrucNextOff(long id,long

Возвращает смещение начала очередного



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 [ 78 ] 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140