Анимация
JavaScript


Главная  Библионтека 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189


глава 3

CGI изнутри

До сих пор мы рассматривали лишь теоретические аспекты CGI. Мы знаем в общих чертах, как и что передается пользователю сервером и наоборот. Однако как же все-таки должна быть устроена CGI-программа (CGI-сценарий), чтобы работать с этой информацией? Откуда она ее вообще получает и куда должна выводить, чтобы переслать текст пользователю?

И это только небольшая часть вопросов, которые пока остаются открытыми. В этой главе я постараюсь вкратце описать, как же должны на самом деле быть устроены внутри CGI-сценарии. На мой взгляд, каждый программист обязан хотя бы в общих чертах знать, как работает то, что он использует - будь то операционная система (ОС) или удобный язык-интерпретатор для написания CGI-сценариев (каким является PHP). А значит, речь пойдет о программировании на Си. Я выбрал Си, т. к. это одно из самых лучших и лаконичных средств; кроме того, именно на Си чаще всего пишут те сценарии, которым требуется максимально критичное быстродействие (базы данных, поисковые системы, системы почтовой рассылки с сотнями тысяч пользователей и др.). В пользу этого языка говорит также и то, что его компиляторы можно встретить практически в любой сколько-нибудь серьезной ОС.

Тем не менее, вы не найдете в этой главе ни одной серьезной законченной программы на Си (за исключением разве что самой простой, типа "Hello, world!"). Несмотря на это, я попытаюсь описать практически все, что может понадобиться при программировании сценариев на Си (кроме работы с сокетами, - это тема для отдельной книги, да и, пожалуй, лишь косвенно примыкает к Web-программированию). По возможности я не буду привязываться к специфике конкретной ОС, ведь для CGI существует стандарт, независимый от операционной системы, на которой будет выполняться сценарий. Вооружившись материалом этой главы, можно написать самые разнообразные сценарии - от простых до самых сложных (правда, для последних потребуется также недюжинная сноровка).

И все-таки, моя цель - набросать общими мазками, как неудобно (повторюсь - именно неудобно!) программировать сценарии на языках, обычных для прикладного программиста (в том числе на Си и Си++). Как только вы проникнетесь этой идеей, мы плавно и не торопясь двинемся в мир PHP, где предусмотрены практически все удобства, так необходимые серьезному языку программирования сценариев.

Если вы не знакомы с языком Си, не отчаивайтесь. Все примеры хорошо комментированы, а сложные участки не нуждаются в непременном понимании "с первого про-



чтения". Еще раз оговорюсь, что материал этой и следующей глав предназначен для того, чтобы вы получили приблизительное представление о том, как же устроен протокол HTTP и как программы взаимодействуют с его помощью. Думаю, что без этих знаний невозможна никакая профессиональная работа на поприще Web-программирования. Так что не особенно расстраивайтесь, если вы совсем не знаете Си - ведь эта глава содержит гораздо больше, нежели просто описание набора Си-функций. В ней представлен материал, являющийся связующим звеном между CGI и HTML, детально описываются тэги форм и их наиболее полезные атрибуты, приемы создания запросов и многое другое. Все это, безусловно, понадобится нам и при программировании на PHP.

В то же время, изучая приведенные в этой главе примеры, вы можете и не проверять их на практике (особенно если у вас еще нет работающего Web-сервера), т. к. они (как это ни парадоксально звучит) предназначены лишь для теоретических целей. Сам не знаю, как это получилось, но, в конце концов, мне это нравится. Вам, надеюсь, понравится тоже

передача документа пользователю

Вначале рассмотрим более простой вопрос: как программа посылает свой ответ (то есть документ) пользователю.

А сделано это просто и логично (а главное, универсально и переносимо между операционными системами): сценарий просто помещает документ в стандартный поток вывода (на Си он называется stdout), который находится под контролем программного обеспечения сервера. Иными словами, программа работает так, как будто нет никакого пользователя, а нужно вывести текст прямо на "экран". (Это она так думает, на самом деле выводимая информация будет перенаправлена сервером в браузер пользователя. Ясно, что у сценария никакого "экрана" нет и быть не может.)

Ответ программы, как и запрос пользователя, должен состоять из заголовков. Иными словами, мы не можем просто направить документ в стандартный поток вывода: нам сначала нужно по крайней мере указать, в каком формате информация должна быть передана пользователю. Действительно, представьте, что произойдет, если браузер попытается отобразить GIF-рисунок в текстовом виде? В худшем случае вашим пользователям придется всю жизнь лечиться от заикания - особенно если до этого их просили ввести номер кредитной карточки..

Заголовки ответа

Заголовки ответа должны следовать точно в таком же формате, как и заголовки запроса, рассмотренные нами в предыдущей главе. А именно, это набор строк (завершающийся пустой строкой), каждая из которых представляет собой имя заголовка и



его значение, разделенные двоеточием. Наличие пустого заголовка в конце также можно интерпретировать как два стоящих подряд обозначения \n\n. Затем, как обычно, могут следовать данные ответа, которые и являются документом, который будет отображен браузером.

Заголовок кода ответа

Однако здесь все же имеется одно отличие от формата, который используется в заголовках запроса. Дело в том, что первый заголовок ответа обязан иметь слегка специфичный вид - в нем не должно быть двоеточия. Он задает так называемый код ответа сервера и выглядит, например, так:

HTTP/1.1 OK

или так:

HTTP/1.1 404 File Not Found

В первом примере заголовок говорит браузеру, что все в порядке и дальше следует некоторый документ. Во втором примере сообщается, что затребованный файл не был найден на сервере. Конечно, существует еще множество других кодов ошибок, но для нас они не представляют особого интереса, и вот почему.

Чаще всего (за исключением редких случаев) браузеры не обращают особого внимания на заголовок кода ответа, а просто выводят следующий за ним документ. Кроме того, такой заголовок формируется сервером, а в сценарии мы никак не можем его изменить (правда, есть специальный заголовок Status, но мы не будем здесь о нем говорить). Поэтому я и не рассматриваю подробно этот вопрос в данной книге.

Вот другие наиболее распространенные заголовки ответа.

Content-type

□ Формат: Content-type: mime тип; charset=koi8-r

Задает тип документа и его кодировку. Параметр charset задает кодировку документа (в нашем примере это KOI8-R). Поле mime тип определяет тип информации, которую содержит документ:

□ text/html - HTML-документ;

□ text/plain - простой текстовый файл;

□ image/gif - GIF-изображение;

□ image/jpeg - JPG-изображение;

□ еще несколько десятков других типов.

Pragma

Формат: Pragma: no-cache



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189