Анимация
JavaScript


Главная  Библионтека 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 [ 139 ] 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189

( Замечание

Обратите внимание: для того чтобы теперь переделать гостевую книгу так, чтобы она использовала базу данных, а не файл, достаточно изменить всего лишь 2 функции: LoadBook() и SaveBook(). Ни других частей генератора данных, ни, тем более, шаблона это не затронет. На самом деле, такой подход

Записать книгу на диск. SaveBook(GBook,$Book);

Все. Теперь у нас в $Book хранится содержимое книги в формате: array (

время добавления => array(

( или id) name => имя пользователя,

text => текст пользователя

),

. . .

);

Вот теперь загружаем шаблон страницы. include "gbook.htm";

?>

Как видим, исполняемая часть довольно небольшая и, действительно, занимается лишь подготовкой данных для их последующего вывода в шаблоне. Шаблон рассматривается этой составляющей как обгчный PHP-файл, который она подключает при помощи инструкции include. Ясно, что весь код шаблона (хотя его и очень мало) выполнится в том же контексте, что и генератор данных, а значит, ему будет доступна переменная $Book.

Логически весь код можно разбить на 3 части. Первая из них - задание конфигурации сценария, в нашем случае она состоит всего лишь в определении одной-единственной константы GBook, хранящей имя файла гостевой книги. Во второй части, которую можно назвать "прикладным интерфейсом" гостевой книги, содержатся описания функций, достаточных для работы с гостевой книгой. Это, конечно, функции загрузки и сохранения наполнения книги на диске. Наконец, третья часть генератора данных обрабатывает запросы пользователей на добавление данных в книгу.

Таким образом, для работы нашего сценария нужны три файла: генератор данных, шаблон книги и файл с записями книги. В принципе, это минимум, если только не привлекать для хранения записей базу данных (что, безусловно, лучше в больших программах). Однако в нашем случае проще как раз работать с файлами, поэтому я на них и остановился.



Взаимодействие генератора данных и шаблона

Вернемся опять к тому же генератору данных. В нем мы проверяем, не запущен ли сценарий книги в ответ на нажатие кнопки Добавить в форме. Тут я хочу кое-что напомнить. Если вызвать программу без параметров, то пользователю будет просто выдано содержимое гостевой книги, в противном же случае (то есть при запуске из формы) осуществится добавление записи. Таким образом, мы "одним махом убиваем двух зайцев": используем один и тот же шаблон для двух разных страниц, внешне крайне похожих. Такую практику нужно только приветствовать, не правда ли? Определяем мы, нужно ли добавлять запись, по состоянию переменной $doAdd. Помните, именно такое имя имеет submit-кнопка в форме? Когда ее нажимают, сценарию поступает пара "doAdd=Добавить!", чем мы и воспользовались. Итак, если кнопка нажата, то мы вставляем запись в начало массива $Book и сохраняем его на диске.

Обратите внимание, насколько проста операция добавления записи. Так получилось вследствие того, что мы предусмотрительно дали полям формы с названием и текстом имена, соответственно, New[name] и New[text], которые PHP преобразовал в массив. Вообще говоря, придумывание таких имен для полей - задача как раз того "третьего лица", о котором я говорил выше. Это - работа скорее программистская, нежели дизайнерская (хотя, безусловно, от удачного планирования названий имен полей зависит не так уж и мало).

Подчеркиваю, что в самом коде генератора данных gbook.php в принципе не присутствует никаких данных о внешнем виде нашей гостевой книги. В нем нет ни одной строчки на HTML. Иными словами, генератору совершенно "все равно", как выглядит книга. Он занимается лишь ее загрузкой и обработкой. Это значит, что в будущем для изменения внешнего вида гостевой книги нам не придется править этот код, т. е. мы добились некоторого желаемого разделения труда дизайнера и программиста.

С другой стороны, шаблон gbook.htm не делает никаких предположений о том, как же именно хранится книга на диске и как она обрабатывается. Его дело - "красиво" вывести содержимое массива $Book, "и точка". К тому же он почти не содержит кода на PHP (разве что самый минимум, без которого никак не обойтись). А значит, дизайнеру будет легко изменять внешний вид книги.

Недостатки

У любой медали есть оборотная сторона и, как часто бывает, от ее качества зависит довольно много. Имеется она и у двухуровневой схемы построения сценариев. Давайте систематизируем все недостатки и постепенно будем их исправлять.

не является случайностью: он очень тесно связан с трехуровневой схемой построения интерактивных сценариев, о которой мы скоро будем говорить.



1. Что такое для пользователя "гостевая книга"? Конечно же, это прежде всего страница. А для разработчика сценария? Разумеется, программный код. Получается, что взгляды пользователя несколько отличаются от воззрений разработчика. Как разрешить сформулированную неувязку? Для этого нужно посмотреть на нашу систему "генератор данных - шаблон" со стороны. Что мы видим? Генератор данных загружает данные с диска, а затем обращается к шаблону, чтобы тот их вывел. Но пользователь хочет иметь перед глазами прежде всего шаблон, а не работу генератора! Мы же заставляем его запускать программу. Возможно, следующее положение и покажется спорным, но на практике оно полностью оправдывает себя. А именно, предлагается поменять направление обмена данными между шаблоном и генератором данных. Пусть шаблон запрашивает данные у генератора, а тот их ему предоставляет. Согласитесь, это укладывается даже в замечательно зарекомендовавшую себя модель обмена "клиент-сервер": шаблон - это клиент, а генератор данных - сервер.

2. Хотя шаблон двухуровневой схемы и является подчиненным элементом, он все же вынужден ссылаться на имя генератора данных через атрибут action тэга <form>. Конечно, это вносит лишь дополнительную неразбериху и является еще одним стимулом к замене понятий "главный" и "подчиненный".

3. Генератор данных состоит из излишне большого числа логических блоков, связанных лишь односторонне. В самом деле, если мы будем писать систему администрирования для нашей гостевой книги, нам опять понадобятся функции загрузки и сохранения данных (то есть, функции LoadBook() и SaveBook() ). Поэтому логично будет выделить их в отдельный файл, который я здесь буду называть ядром сценария. Ядро - это третий компонент в трехуровневой схеме построения программы, о которой мы сейчас будем говорить. Разумеется, в сложных системах ядро может состоять из десятков (и даже сотен) файлов. Вообще говоря, оно также содержит и сведения о конфигурации (константу GBook), так что часто бывает удобно выделить эти данные в отдельный файл.

4. Шаблон страницы вмещает в себя весь ее HTML-код. В то же время, в современном мире подавляющее большинство сайтов организовано так, что их страницы построены по одной и той же "модели" (например, карта раздела слева, текст справа, баннер вверху, дополнительная информация cнизу и т. д.). Согласитесь, что копировать один и тот же шаблон в сотни мест просто неприемлемо для последующего редизайна (который, скорее всего, последует практически сразу, потому что при первой реализации довольно сложно бывает сразу учесть все пожелания заказчика). Конечно, мы можем вставить в нужные места шаблона вызовы инструкции include, загружающей соответствующие блоки страниц. Однако при детальном рассмотрении оказывается, что это всего лишь некоторая "отсрочка" неизбежной проблемы редизайна. В самом деле, мы сможем легко менять внешний вид отдельных блоков, но у нас не получится переставлять их в другом порядке (например, карта - справа, текст - слева) без утомительного изменения HTML-кода всех страниц.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 [ 139 ] 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189