Анимация
JavaScript


Главная  Библионтека 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 [ 61 ] 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225

При этом установлены следующие временные интервалы.

Зеленый свет для транспорта на Дель-Мар > 30 с, желтый - 8 с. Зеленый свет Для транспорта на Беркли - 20 с, желтый - 5 с.

Когда в одном направлении для транспорта горит зеленый или желтый сигнал светофора, в другом направлении горит красный свет. Когда транспорту дан зеленый свет, то включен соответствующий сигнал стойте, только перед переключением зеленого света на желтый сигнал стойте мигает в течение 12 с по следующей схеме циклов:

стойте i с1

, > повторяется 8 раз;

Отключен i с J

стойте 4 с (и остается во время циклов желтого и красного света).

Если флаг переполнения включился, когда на Беркли горит зеленый сигнал, то машина или пешеход пройдет в этом же цикле, но если это случилось во время цикла желтого или красного света, то придется ждать следующего цикла, который наступит после того, как проедет поток машин по Дель-Мар.

Пусть единица времени для mix составляет 10 fisec. Напишите полную программу для mix, которая управляет сигналами светофора с помощью гХ, в зависимости от того, что подано на вход флага переполнения. Необходимо неукоснительно придерживаться установленных промежутков времени; исключение может быть сделано только для тех случаев, когда это невозможно. Замечание. Значение в гХ меняется точно в момент завершения выполнения команды ldx или incx.

21. [28] Магический квадрат порядка п - это такое расположение в квадрате чисел от 1 до п, при котором сумма элементов и по вертикали, и по горизонтали равна п(п-fl)/2; такой же результат дает сумма элементов двух главных диагоналей. На рис. 16 показан магический квадрат порядка 7. Для его составления используется следующее правило. Начните с 1, вставив ее в клетку, расположенную прямо под "центральной" клеткой (см. рис. 16), затем двигайтесь вниз и вправо по диагонали (при выходе за границу квадрата представляйте себе, что вся плоскость выложена подобными квадратами), пока не достигнете заполненной клетки; затем опуститесь вниз на две клетки от последней заполненной клетки и продолжайте движение по диагонали вниз и вправо. Этот метод подходит для любого нечетного п.

Используя тот же принцип распределения памяти, что и в упр. 10, напишите полную программу для mix, которая генерирует магический квадрат размера 23 х 23 описанным выше методом и печатает результат. [Этот алгоритм принадлежит Мануэлю Мосхопулосу (Manuel Moschopoulos), который жил в Константинополе приблизительно в 1300 году. Другие многочисленные и не менее интересные методы построения магических квадратов, которые представляют собой хорошие упражнения по программированию, можно найти в книге W. W. Rouse Ball, Mathematical Hecreations and Essays, revised by H. S. M. Coxeter (New York: Macmillan, 1939), Chapter 7.)

22. [31] (Задача Иосифа.) Пусть n человек стоят по кругу. Начиная с некоторой позиции, они ведут отсчет по кругу и предают жестокой казни каждого m-ro человека; после каждой казни круг смыкается. Например (рис. 17), при п = 8 и m = 4 казнить будут в следующем порядке; 54613872. Первого человека казнят пятым, второго - четвертым и т. д. Напишите полную программу для mix, которая распечатывает порядок выполнения казней для п = 24, m = 11. Постарайтесь придумать эффективный алгоритм, который быстро работает при больших пит (однажды это может спасти вам жизнь). [Ссылки. W. Ahrens, Mathematische Unterhaltungen und Spiele 2 (Leipzig; Teubner, 1918), Chapter 15.)




Рис. 16. Магический квадрат. Рис. 17. Задача Иосифа, п = 8, m = 4.

23. [37] Цель этого упражнения - помочь читателю получить опыт применения компьютеров в сфере, где выходные данные должны быть отображены графически, а не в традиционном табличном виде. В данном случае необходимо "нарисовать" схему кроссворда.

Входными данными является матрица, состоящая из нулей и единиц. Нуль соответствует белому квадратику, а единица-черному. В качестве выходных данных нужно получить схему кроссворда, в котором соответствующие квадратики с номерами обозначают слова, расположенные по вертикали и по горизонтали.

Например, для матрицы

1>

1>

Рис. 18. Схема кроссворда, соответствующая матрице из упр. 23.

соответствующая схема кроссворда должна выглядеть, как показано на рис. 18. Квадратик нумеруется, если он белый и либо (а) под ним расположен белый квадратик и прямо над ним нет белого квадратика, либо (Ь) справа находится белый квадрат и непосредственно слева нет белого квадрата. Если черный квадратик оказался у края, то его нужно удалить из схемы. Это проиллюстрировано на рис. 18, где черные квадратики по углам были удалены. Существует простой способ достижения этой цели- "искусственно" вставить строки и столбцы, содержащие -1 сверху, снизу и по боковым сторонам заданной входной матрицы, а затем поменять каждую +1, которая соседствует с -1, на -1, пока рядом с любой -1 не останется ни одной -1-1.

Для печати окончательной схемы на АЦПУ следует использовать следующий метод. Каждый квадратик кроссворда должен отображаться на печатной странице с помощью 5 столбцов и 3 строк, причем эти 15 позиций заполняются следующим образом.

Непронумерованные uuuu+ Номер Ш1 ппии+ Черные

белые квадраты:

белого квадрата: uuuu+

+++++ квадраты: +++++ +++++

+++++ +++++

Квадраты с -1 в зависимости от того, справа или снизу находятся - 1:

t lut it 1+ t it lui 1+ i 11 ii ii ii i

+++++

uuuuu +++++

uuuuu uuuuu uuuu"*"

uuuuu uuuuu uuuuu



Схема, изображенная на рис. 18, будет напечатана, как показано на рис: 19.

Ширины строки принтера - 120 символов - достаточно для того, чтобы печатать кроссворды, содержащие до 23 столбцов. В качестве входных данных должна быть предоставлена матрица размера 23 X 23, состоящая из нулей и единиц, все строки которой перфорируются в столбцах 1-23 входной перфокарты. Например, карта, соответствующая первой строке приведенной выше матрицы, будет перфорирована следующим образом: "10000111111111111111111". Схема кроссворда необязательно будет симметричной, и у нее могут оказаться длинные ленты черных квадратиков, присоединенные к наружным сторонам кроссворда самым экзотическим образом.

+++++++++++++++++++++ +01 + +02 +03 + + + + + + +++++++++++++++++++++++++++++++ +04 + ++++++05 + +06 + + + ++++++ + + + +++++++++++++++++++++++++++++++ +07 + +08 + ++++++ + + + + + ++++++ + +++++++++++++++++++++++++++++++ + ++++++09 + +10 + + + ++++++ + + + + +++++++++++++++++++++++++++++++ +11 +12 + ++++++13 + + + + + ++++++ + +

+14 + + + + + + + + + +++++++++++++++++++++

Рис. 19. Распечатка на АЦПУ кроссворда, показанного на рис. 18.

1.3.3. Применение к перестановкам

В данном разделе мы приведем еще несколько примеров программ для MIX и наряду с этим познакомимся с некоторыми важными свойствами перестановок. Эти исследования позволят также выявить интересные аспекты компьютерного программирования в целом.

Перестановки уже обсуждались в разделе 1.2.5; в нем перестановка cdfbea рассматривалась как некоторое расположение шести объектов а, Ь, с, d, е, f в ряд. Но возможна и другая точка зрения. Перестановку можно рассматривать как переупорядочение или переименование объектов. При такой интерпретации* обычно используют двухстрочную запись, например

а b с d е с d f b в а

Это означает, что "а переходит вс, b переходит в d, с переходит в f, d переходит вЬ, е переходит в е, / переходит в а". С точки зрения переупорядочения это означает, что объект с переходит на место, которое ранее занимал объект а. А если рассматривать это как переименование, то можно считать, что объект а переименован в с. При использовании двухстрочной записи изменение порядка столбцов в перестановке никакой роли не играет. Например, перестановку (1) можно записать в виде

с d f b а J b а d с е)

а также еще 718 способами.

В связи с описанной интерпретацией часто используют циклическую запись. Перестановку (1) можно записать и в виде

{acf){bd),

* В русскоязычной математической литературе в этом случае часто используют термин "подстановка" . - Прим. перев.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 [ 61 ] 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225