Анимация
JavaScript


Главная  Библионтека 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261

1011 0101 1010 GUI 1110 nil 1101 1001 0001 0010 0100

Jg°° Рис. 1. Последовательные значения компьютерного слова X в бинар-

0110 ном методе, если предположить, что к = 4 и СОДЕРЖИМОЕ (А) = (0011)2.

1100 1011

Первообразный полином по модулю 2 степени < 168 табулирован В. Станке (W. Stalinke, Math. Сотр. 27 (1973), 977-980.) Когда fc = 35, можем взять

СОДЕРЖИМОЕ (А) = (00000000000000000000000000000000101)2,

но, принимая во внимание упр. 18 и 3.3.4-24, приходим к заключению, что лучше найти "случайные" константы, определяющие первообразный полином по модулю 2.

Предостережение. Кое-кто обманывается, полагая, что техника случайного поразрядного генерирования может использоваться для генерирования случайных дробей, которые занимают целое слово {XqXi ... Xk-i)2, {XXic+i... X2k-i)2, - Но на самом деле это скудный источник случайных дробей, даже несмотря на то, что отдельный двоичный разряд совершенно случаен. В упр. 18 объясняется, почему так происходит.

Аддитивный генератор (7) Митчела (Mitchell) и Мура (Moore) в основном базируется на концепции первообразных полиномов: полином х + х* -Ь 1 является первообразным, а табл. 1 - это, по существу, таблица определенных первообразных трехчленов по модулю 2. Почти идентичный генератор независимо от Митчела и Мура открыли в 1971 год Т. Ж. Левис (Т. G. Lewis) и В. Г. Пэйн (W. Н. Payne) [JACM 20 (1973), 456-468], но они использовали операцию "исключающее или" вместо суммирования. Это делает длину периода равной точно 2 - 1. Каждая позиция двоичного разряда в последовательности Левиса и Пэйна пробегает ту же периодическую последовательность, но имеет собственную начальную позицию. Опыт показал, что (7) дает лучшие результаты.

Мы сейчас увидим, что последовательности с О < Х„ < m и периодом т* - 1 могут быть построены без больших усилий, где Х„ - подходящая функция от Хп-\,...,Хп-к и m - простое число. Наибольший возможный период для любой последовательности, определенной соотношением вида

Xn = f{Xn-u-..,Xn-k), 0<X„<m, (11)

как легко видеть, равен т*. М. Г. Мартин (М. Н. Martin) [Bull. Amer. Math. Soc. 40 (1934), 859-864] первым показал, что для всех m и fc существуют функции, позволяющие достичь максимального периода. Его метод можно легко сформулировать (упр. 17) и достаточно эффективно запрограммировать (см. упр. 29), но он непригоден для генерирования случайных чисел, потому что изменение значений Х„-1 + + Хп-к - очень медленный процесс: все строки размерностью к встречаются, но в не совсем случайном порядке. Лучший класс функций /,



дающих максимальный период тп*, рассмотрен в упр. 21. Подобные программы, вообще говоря, не так эффективны для генератора случайных чисел, как другие уже описанные методы, но, когда речь идет о периоде в целом, они все-таки производят достаточно случайные последовательности.

Для генерирования случайных чисел предложено множество других схем. Наиболее интересным из этих альтернативных методов является, возможно, обратная конгруэнтная последовательность, предложенная Эйченауэром (Eichenauer) и Лехном (Lehn) [Statistische Hefte 27 (1986), 315-326]:

X„+i = (aX-i+c)modp. (12)

Здесь p - простое число, Х„ принимает значения из множества {0,1,..., р - 1, оо}, а обращение определено как 0"" = оо, оо~ = 0. В других случаях Х~Х = 1 (по модулю р). Так как О всегда следзет за оо, а затем за с в этой последовательности, можно было бы просто определить = О для удобства реализации, но теория является цельной и естественной, когда 0"" = оо. Существуют эффективные алгоритмы, которые можно реализовать на вычислительных машинах, пригодные для вычислений Х~ (по модулю р) (см., например, упр. 4.5.2-39). К несчастью, однако, операций, используемых в этих алгоритмах, в большинстве компьютеров нет. В упр. 35 показано, как много выборов а и с приводят к максимальному периоду длиной р -Ь 1. В упр. 37 продемонстрированы наиболее важные свойства: обратная конгруэнтная последовательность совершенно лишена решетчатой структуры, что характерно для линейных конгруэнтных последовательностей.

Другой важный класс методов связан с комбинацией генераторов случайных чисел.

Всегда найдутся сторонники того, что линейные конгруэнтные, аддитивные и другие методы слишком просты для того, чтобы давать достаточно случайную последовательность, и невозможно будет доказать, что такой скептицизм необоснован. Может быть, они в самом деле правы, так что совершенно бесполезно обсуждать этот вопрос. Существует достаточно эффективный способ объединения двух последовательностей в третью, которая была бы настолько случайной, что удовлетворяла бы всех, кроме совершенно убежденных скептиков.

Допустим, имеются последовательности Xo,Xi,... iiYo,Yi,... случайных чисел, лежащих между О и m - 1 и предпочтительно сгенерированных двумя различными методами. Тогда можно, например, использовать одну случайную последовательность для изменения порядка элементов другой, как предложили М. Д. Мак-Дарен (М. D. MacLaren) и Дж. Марсалья (G. Marsaglia) [JACM 12 (1965), 83-89; см. также работу Марсалья и Брея (Bray), CACM 11 (1968), 757-759].

Алгоритм М (Рандомизация перемешиванием). Если заданы методы генерирования двух последовательностей (А„) и (У„), этот алгоритм будет последовательно генерировать элементы "значительно более случайной" последовательности. Воспользуемся вспомогательной таблицей V[0], V[l], V[k - 1], где fc - некоторое число, для удобства обычно выбираемое приблизительно равным 100. Вначале У-таблица заполняется первыми к значениями Х-последовательности.

Ml. [Генерирование X,Y.] Положим X и Y равными следующим членам последовательностей (Хп) и (Yn) соответственно.



М2. [Выбор j.] Присвоим j <r- [kY/mj, где тп - модуль, используемый в последовательности (Yn), т. е. j - случайная величина, определяемая Y, О < j < к.

МЗ. [Замена.] Выведем V[j], а затем присвоим V[j] <- X.

Предположим, например, что алгоритм М применяется к таким двум последовательностям при fc = 64:

Ло = 5772156649, Xn+i = (3141592653Л„ + 2718281829) mod 2 Ус = 1781072418, У„+1 = (2718281829У„ + 3141592653) mod 2=

35 (13)

Интуиция подсказывает, что последовательность, полученная в результате реализации алгоритма М (13), удовлетворяет любым требованиям случайности, которые предъявляются к генерируемым на компьютере последовательностям, поскольку зависимость между соседними выходными элементами почти полностью исключена. Более того, время генерирования этой последовательности лишь незначительно превышает удвоенное время, необходимое для генерирования последовательности (Л„).

В упр. 15 показано, что в ситуациях, представляющих наибольший практический интерес, длина периода последовательности, которая получается при реализации алгоритма М, равна наименьшему общему кратному длин периодов (Л„) и (Yn). В частности, если отбросить значение О, когда оно встречается в У-последовательно-сти, так что (Yn) имеет период длиной 2 -1, то числа, генерируемые алгоритмом М из рекуррентных соотношений (13), будут иметь период длиной 2"° - 2. (См. работу Дж. Артура Гринвуда [J. Arthur Greenwood, Сотр. Sci. and Statistics: Symp. on the Interface 9 (1976), 222].)

Однако существует еще лучший путь перемешивания элементов последовательности, открытый Картером Бейсом (Carter Bays) и С. Д. /1архамом (S. D. Durham) [ACM Trans. Math. Software 2 (1976), 59-64]. Хотя их подход и появился для того, чтобы несколько упростить алгоритм М, неожиданно оказалось, что он может дать лучшие результаты, чем алгоритм М, даже несмотря на то, что на входе он требует только одну последовательность (Л„) вместо двух.

Алгоритм В [Рандомизация перемешиванием). Если задан метод генерирования последовательности (Л„), этот алгоритм будет последовательно выводить элементы "значительно более случайной" последовательности, используя вспомогательную таблицу У[0], V[l], ..., y[fc-1], как и в алгоритме М. Вначале У-таблица заполняется первыми к значениями Л-последовательности, а вспомогательную переменную У положим равной fc + 1-му значению.

81. [Выбор j.] Присвоим j <- [kY/m\, где т - модуль, используемый в последовательности (Хп); т. е. j - это случайная величина, определяемая У, О < j < fc.

82. [Замена.] Выведем V[j], присвоим V[j] X, выведем V[j] и установим V[j] следующим членом последовательности (Л„).

Желание почувствовать различие между алгоритмами М и В побудит читателя заняться упр. 3 и 5.

На компьютере MIX можно реализовать алгоритм В, взяв fc равным раз.меру байта и выполнив вычисления в соответствии со следующей простой программой



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261