Анимация
JavaScript
|
Главная Библионтека нулей слева или справа. Подобно тому, как в главе 3 метод середины квадрата оказался не самым хорошим датчиком случайных чисел, но для него нашлись альтернативные методы, так и в нашем случае имеются более простые и надежные способы хеширования. Многочисленные тесты показали хорошую работу двух основных типов хеш-функций, один из которых основан на делении, а другой - на умножении. Метод деления весьма прост; мы просто используем остаток от деления на М: h{K) = К mod М. (2) В этом случае очевидно, что, например, при четном М значение h{K) будет четным при четном К и нечетным - при нечетном, что приведет к значительному смещению данных во многих файлах. Еще хуже обстоят дела, если М представляет собой степень основания счисления компьютера, поскольку при этом К mod М представляет собой несколько цифр числа К, расположенных справа, и не зависит от остальных цифр. Точно так же можно показать, что М не должно быть кратно трем, поскольку при буквенных ключах два из них, отличающиеся только перестановкой букв, могут давать числовые значения с разностью, кратной 3 (это происходит, поскольку 2"mod3 = 1 и 10" mod 3 = 1). В целом, следует избегать значений М, делящих ± а, где к и а - небольшие числа, а г - "основание системы счисления" набора используемых алфавитно-цифровых символов (обычно г = 64, 256 или 100), так как остаток от деления по модулю на такие значения М зачастую представляет простую суперпозицию цифр ключа. Приведенные рассуждения приводят к мысли, что лучше всего использовать в качестве М простое число, такое, что г ф ±а (по модулю М) при небольших к па. В большинстве случаев подобный выбор вполне удовлетворителен. Например, для MIX-компьютера можно выбрать М = 1009, вычисляя h{K) при помощи следующих операций. LDX К гХ<г-К. ENTA О гА <- 0. (3) DIV =1009= гХ <-А" mod 1009. Мультипликативная схема хеширования также просто реализуется, однако сложнее описывается, поскольку необходимо представить, что мы работаем с дробями, а не с целыми числами. Пусть w - размер машинного слова* (что в случае MIX-компьютера обычно составляет 10" или 2). Целое число А можно рассматривать как дробь A/w, если представить, что разделяющая точка (точка, разделяющая целую и дробную части числа в различных системах счисления, например десятичная точка) расположена слева от числа. Метод состоит в выборе некоторой целой константы А, взаимно простой с w, после чего можно положить h{K) = ( (А \ \ Ml (-Л" modi W ) В этом случае обычно на двоичном компьютере в качестве М используется степень двойки, так что h{K) состоит из старших битов правой половины произведения АК. * Напомним, что Д. Кнут понимает под размером машинного слова не количество содержащихся в нем битов, а максимальное количество представляемых им значений. Так, размер 32-битового слова IBM PC по Кнуту составляет 22 = 4 294 967 296. - Прим. перев. Для бинарного MIX-компьютера, полагая, что М = 2"*, хеш-функция вычисляется так. LDA К гА 4- А". MUL А rAX4-Aii:. ... ENTA О гАХ 4- АА" mod w. SLB m Сдвиг гАХ на т бит влево. Вычисленное значение h{K) помещается в регистр А. Поскольку MIX достаточно медленно производит операции умножения и сдвига, программы (3) и (5) работают одинаковое время; однако на многих компьютерах умножение вьшолняется значительно быстрее деления. По сути, предложенный метод представляет собой обобщение метода (3), поскольку можно, например, в качестве А использовать приближение w/1009; умножение на обратную величину зачастую происходит быстрее деления. Технология (5) практически совпадает с методом середины квадрата, но с одним важным отличием: в дальнейшем мы увидим, что умножение на подходящую константу имеет много полезных свойств. Одна из привлекательных черт мультипликативной схемы заключается в отсутствии потери информации в (5); мы в состоянии восстановить значение К по содержимому регистра гАХ по окончании работы (5). Дело в том, что А п w взаимно просты и при помощи алгоритма Евклида можно найти константу А, такую, что ААmod w = 1; отсюда следует, что К = [А{АК mod w)) mod w. Другими словами, если обозначить через f{K) содержимое регистра X непосредственгю перед выполнением команды SLB в (5), то Ki ф К2 повлечет f{Ki)f{K2). (6) Конечно, f{K) принимает значения в диапазоне от О до w-1, поэтому ее нельзя считать сколь-иибудь хорошей хеш-функцией. Однако она может быть весьма полезной в качестве рассеивающей функции {scrambling function), т. е. функции, удовлетворяющей (6) и обычно рандомизирующей ключи. Такая функция может эффективно использоваться и в связи с алгоритмами поиска по дереву из раздела 6.2.2 (если порядок ключей не имеет значения), поскольку она предотвращает возможность построения вырожденного дерева в случае поступления ключей в порядке возрастания (см. упр. 6.2.2-10). Рассеивающая функция может быть применена и для цифрового поиска по дереву из раздела 6.3 при смещении битов действительных ключей. Другое свойство мультипликативного хеш-метода состоит в том, что он хорошо использует то, что реальные файлы неслучайны. Например, часто множества ключей представляют собой арифметические прогрессии, когда в файле содержатся ключи {К, K+d, K+2d,..., K+td}. Например, рассмотрим имена типа {PART1, PART2, PART3} или {TYPEA, TYPEB, TYPEC}. Мультипликативный хеш-метод преобразует арифметическую прогрессию в приближенно арифметическую прогрессию h{K), h{K + d), h{K + 2d), ... различных хеш-значений, уменьшая число коллизий по сравнению со случайной ситуацией. Метод деления обладает тем же свойством. На рис. 37 проиллюстрирован этот аспект мультипликативного хеширования в интересном частном случае. Предположим, что A/w приближенно равно золотому сечению = (\/5 - 1)/2 ~ 0.6180339887; при этом последовательность значений о 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 n Рис. 37. Хеширование Фибоначчи. ЦК), h{K + I), h{K + 2), ... ведет себя точно так же, как последовательность хеш-значений h{0), h{l), h(2), так что естественным становится следующий эксперимент: на отрезке [0..1] последовательно отмечаем точки {ф"}, {2ф~}, {Зф}, ..., где {х} означает дробную часть числа х (т. е. а; - [х\ или а; mod 1). Как показано на рис. 37, эти точки достаточно хорошо отделены одна от другой; каждая вновь добавляемая точка попадает в один из наибольших оставшихся интервалов и делит его в соответствии с золотым сечением! [Данное явление было впервые замечено Я. Одерфельдом (J. Oderfeld) и доказано С. Сверчковским (S. Swierczkovvski), Fundamenta Math. 46 (1958), 187-189. В доказательстве важную роль играют числа Фибоначчи.] Это замечательное свойство золотого сечения в действительности является частным случаем более общей теоремы, предложенной Хьюго Штейнгаузом (Hugo Steinhaus) и впервые доказанной Верой Туран Шош (Vera Turan Sos) [Acta Math. Acad. Sci. Hung. 8 (1957), 461-471; Ann. Univ. Sci. Budapest. Eotvos Sect. Math. 1 (1958), 127-134]. Теорема S. Пусть в - произвольное иррациональное число. При размещении точек {в}, {2в}, {пв} на отрезке [О.. 1] длины п + 1 образовавшихся отрезков имеют не более трех различных значений. Кроме того, очередная точка {{п+1)в} попадет в один из наибольших уже полученных отрезков. Таким образом, точки {в}, {2в},..., {пв} расположены между О и 1 достаточно равномерно. Если в - рациональное число, то теорема остается верна (при подходящей интерпретации отрезков нулевой длины, которые образуются при п, большем или равном знаменателю в). Доказательство теоремы S вместе с подробным анализом сложившейся ситуации приводится в упр. 8. Оказывается, что отрезки данной длины создаются и уничтожаются в порядке очереди ("первым вошел - первым вышел"; first-in-first-out - FIFO). Конечно, одни значения в лучше других; например, если в близко к О или 1, сначала получим много маленьких отрезков и один большой. В упр. 9 показано, что два числа, а именно - ф" и ф~ = 1-ф~ приводят к "наиболее равномерно распределенным" последовательностям среди всех чисел в между О и 1. Рассмотренная теория подводит нас к хешированию Фибоначчи, при котором в качестве А берется ближайшее к ф~и1 целое число, взаимно простое с w. Напри- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 [ 179 ] 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 |