Анимация
JavaScript


Главная  Библионтека 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 [ 55 ] 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242

ния. Можно считать, что жадность Perl проявляется лишь слева направо, а не в глобальном контексте.

Но дело не обязательно обстоит именно так. В следующем примере используется awk - язык, от которого Perl позаимствовал немало:

% echo ababacaca

awk match($0,/(abab)+(aac)+/) { print substr($0, RSTART, RLENGTH) } ababacaca

Выбор реализации поиска по шаблону в основном зависит от двух факторов: нерегулярности выражений (то есть наличия в них обратных ссылок) и типа возвращаемой величины (логическое «да/нет», все совпадение, подвыражения). Такие инструменты, как awk, egrep и lex, используют регулярные выражения и возвращают либо логическое «да/нет», либо все совпадение. Подобные возможности поддерживаются определенными конечными автоматами; поскольку определенные конечные автоматы работают быстрее и проще, реализация в перечисленных инструментах основана именно на них. Поиск по шаблону в таких программах и библиотеках, как ed, regex или perl, - совсем другое дело. Обычно приходится поддерживать нерегулярные выражения и знать, какие части строки совпали с различными частями шаблона. Эта задача намного сложнее и отличается экспоненциальным ростом времени выполнения. Естественный алгоритм ее реализации основан на неопределенных конечных автоматах; в этом заключается и проблема, и возможности. Проблема - в том, что неопределенные конечные автоматы работают медленно. Возможности - в том, что формулировка шаблона с учетом особенностей конкретной реализации позволяет существенно повысить быстродействие.

Последняя и самая интересная из трех особенностей - возврат. Чтобы шаблон совпал, должно совпасть все регулярное выражение, а не лишь его отдельная часть. Следовательно, если начало шаблона с квантификатором совпадает, а одна из последующих частей шаблона - нет, механизм поиска возвращается к началу и пытается найти для него другое совпадение - отсюда и термин «возврат». Фактически это означает, что механизм поиска должен систематически перебирать разные возможности до тех пор, пока не найдет полное совпадение. В некоторых реализациях поиска возврат используется для поиска других совпадающих компонентов, которые могли бы увеличить длину найденного совпадения. Механизм поиска Perl этого не делает; найденное частичное совпадение используется немедленно, - если позднее другая часть шаблона сделает полное совпадение невозможным, происходит возврат и поиск другого частичного совпадения (см. рецепт 6.16).

Модификаторы

Модификаторы, используемые при поиске по шаблону, намного проще перечислить и понять, чем другие метасимволы. Ниже приведена краткая сводка:

/1 Игнорировать регистр (с учетом национальных алфавитов).

/х Игнорировать большинство пропусков в шаблонах и разрешить комментарии.

/д Глобальный модификатор - поиск/замена выполняются всюду, где это возможно.



/дс Не сбрасывать позицию при неудачном поиске.

/s Разрешить совпадение . с переводом строки; кроме того, игнорировать устаревшее значение $*.

/т Разрешить совпадение " и $ соответственно для начала и конца строки во внутренних переводах строк.

/о Однократная компиляция шаблонов.

/е Правая часть s / представляет собой выполняемый код.

/ее Правая часть s / выполняется, после чего возвращаемое значение ин-терпретируеся снова.

Наиболее распространены модификаторы /i и /д. Шаблон /ram/i совпадает со строками ram, RAM, Ram и т. д. При наличии этого модификатора обратные ссылки проверяются без учета регистра (пример приведен в рецепте 6.16) При вызове директивы use locale в сравнениях будет учитываться состояние текущих локальных настроек. В текущей реализации модификатор /i замедляет поиск по шаблону, поскольку подавляет некоторые оптимизации скорости.

Модификатор /д используется с s / для замены всех найденных совпадений, а не только первого Кроме того, /д используется с т в циклах поиска (но не замены!) всех совпадений:

while (m/(\cl+)/g) {

print Found number $1\n

В списковом контексте /g извлекает все совпадения в массив-

(Snumbers = m/(\d+)/g

В этом случае будут найдены только неперекрывающиеся совпадения. Для поиска перекрывающихся совпадений придется идти на хитрость - организовать опережающую проверку нулевой ширины с помощью конструкции (= ). Раз ширина равна нулю, механизм поиска вообще пе смещается вперед. При этом найденные данные сохраняются внутри скобок. Однако Perl обнаруживает, что при наличии модификатора /д мы остались на прежнем месте, и перемещается на один символ вперед.

Продемонстрируем отличия на примере;

Sdigits = 123456789 ,

(Snonlap = Sdigits =~/(\d\d\d)/g

(Syeslap = Sdigits =V(=(\cl\cl\d) )/g

print Non-overlapping (Эпоп1ар\п

print Overlapping (ayeslap\n

Non-overlapping- 123 456 789

Overlapping: 123 234 345 456 567 678 789

Модификаторы /s и /m используются для поиска последовательностей, содержащих внутренний перевод строки. При указании /s точка совпадает с \п - в обычных условиях этого не происходит. Кроме того, при поиске игнорируется значение устаревшей переменной $*. Модификатор /т приводит к тому, что " и $ совпадают в позициях до и после \п соответственно Он полезен в режиме



поглощения файлов, о котором говорится во введении к главе 8 «Содержимое файлов» и рецепте 6.6.

При наличии модификатора /е правая часть выполняется как программный код, и затем полученное значение используется в качестве заменяющей строки. Например, подстановка s/(\d+)/sprintf ("%#х , $1)/де преобразует все числа в шестнадцатеричную систему счисления - скажем, 2581 превращается в 0хЬ23.

В разных странах существуют разные понятия об алфавите, поэтому стандарт POSIX предоставляет в распоряжение систем (а следовательно, и программ) стандартные средства для представления алфавитов, упорядочения наборов символов и т. д. Директива Perl use locale предоставляет доступ к некоторым из них; дополнительную информацию можно найти в странице руководства perllocale. При действующей директиве use locale в символьный класс \w попадают символы с диакритическими знаками и прочая экзотика. Служебные символы изменения регистра \и, \U, \1 и \L (а также соответствующие функции ис, ucf i rst и т. д.) также учитывают use locale, поэтому \u превратит а в S, если этого потребует локальный контекст.

Специальные переменные

В результате некоторых операций поиска по шаблону Perl устанавливает значения специальных переменных. Так, переменные $1, $2, $3 и т. д. до бесконечности (Perl не останавливается на $9) устанавливаются в том случае, если шаблон содержит обратные ссылки (то есть часть шаблона заключена в скобки). Каждая открывающая скобка, встречающаяся в шаблоне слева направо, начинает заполнение новой переменной. Переменная $+ содержит значение последней обратной ссылки для последнего успешного поиска. Это помогает узнать, какой из альтернативных вариантов поиска был обнаружен (например, при обнаруженном совпадении для / (х, *у) (у *z) / в переменной $+ будет находиться содержимое $1 или $2 - в зависимости от того, какая из этих переменных была заполнена). Переменная $& содержит полный текст совпадения при последнем успешном поиске. В переменных $ и $ хранятся строки соответственно до и после совпадения при успешном поиске:

Sstring = And little lambs eat ivy»,

Sstring =~ /l["s]*s/,

print ($ ) (S&) ($ )\n ,

(And ) (little lambs) ( eat ivy)

Переменные $, $& и $ соблазнительны, но опасны. Само их присутствие в любом месте программы замедляет поиск по шаблону, поскольку механизм должен присваивать им значения при каждом поиске. Сказанное справедливо даже в том случае, если вы всего один раз используете лишь одну из этих переменных, - или даже если они совсем не используются, а лишь встречаются в программе. В версии 5.005 переменная $& перестала обходиться так дорого.

После всего сказанного возникает впечатление, что шаблоны могут все. Как ни странно, это не так (во всяком случае, не совсем так). Регулярные выражения в принципе не способны решить некоторые задачи. В этом случае на помощь при-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 [ 55 ] 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242