Анимация
JavaScript


Главная  Библионтека 

0 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103

количество пробельных символов между лексемами во всех прочих случаях могут быть произвольными.

Хотя почти каждую Perl-программу можно записать в одну строку, эти программы обычно пишут с отступами, как С-программы, причем вложенные операторы записывают с большим отступом, чем охватывающие. В этой книге вы увидите множество примеров, записанных с типичными для языка Perl отступами.

Аналогично сценарию shell, Perl-профамма состоит из всех операторов Perl, имеющихся в файле и рассматриваемых в совокупности как одна большая программа, подлежащая выполнению. Понятия "основной" (main) программы, как в С, здесь нет.

Комментарии в Perl похожи на комментарии shell (современные). Комментарием является все, что следует за незаключенным в кавьики знаком # вплоть до конца строки. Многострочных комментариев, как в С, здесь нет.

В отличие от большинства shell (но аналогично awk и sed), интерпретатор языка Perl перед выполнением программы полностью разбирает ее и компилирует в свой внутренний формат. Это значит, что после запуска программы вы никогда не получите сообщение о синтаксической ошибке и что пробельные символы и комментарии не замедляют ход выполнения программы. Такой метод обеспечивает быстрое выполнение операций языка Perl после запуска и является дополнительным стимулом к отказу от использования С в качестве служебного языка систем лишь на том основании, что С - транслируемый язык.

Но процедура компиляции все же требует времени, и применение большой Perl-программы, которая быстро выполняет одну маленькую задачу (из множества тех, которые она способна выполнить), а затем заканчивает свою работу, не будет эффективным, ибо время ее выполнения окажется ничтожно малым по сравнению со временем компиляции.

Perl, таким образом, работает и как компилятор, и как интерпретатор. С одной стороны, это компилятор, потому что перед выполнением первого оператора программы она полностью считывается и разбирается. С другой стороны, Perl - интерпретатор, потому что никакого объектного кода, занимающего место на диске в ожидании исполнения, в данном случае нет. Другими словами, он сочетает в себе лучшее из компилятора и интерпретатора. Конечно же, было бы просто здорово, если бы выполнялось какое-то кэширование компилированного объектного кода между вызовами, а то и его трансляция в "родной" машинный код. Рабочая версия такого компилятора фактически уже существует, и сейчас планируется, что она войдет в выпуск 5.005. О текущем состоянии дел можно узнать в сборнике FAQ, посвященном Perl.



Прогулка по стране Perl

Наше путешествие по стране Perl мы начнем с небольшой прогулки. В ходе этой прогулки мы ознакомимся с некоторыми возможностями языка Perl на примере небольшого приложения. Здесь приведены лишь очень краткие пояснения; каждая тема гораздо подробнее освешается в соответствующей главе. Тем не менее эта короткая прогулка должна дать вам возможность быстро "почувствовать" этот язык, и вы сможете решить, будете ли вы дочитывать книгу до конца или же отправитесь обратно к своим Usenet-новостям и лыжным склонам.

Программа Hello, World

Давайте рассмотрим небольшую программу, которая делает что-то реальное. Вот ваша базовая программа, которая выводит на экран слова "Hello, World":

#!/usr/bin/perl -w

print ("Hello, WorldXn");

Первая строка говорит о том, что это программа написана на языке Perl. Кроме того, первая строка является комментарием; ведь комментарием в Perl, как и во многих интерпретирующих языках профаммирования, являются все лексемы, стоящие после знака # и до конца текущей строки. Но, в отличие от всех остальных комментариев, включенных в эту программу, комментарий в первой строке особенный: Perl ищет здесь необязательные аргументы. В данном случае использовался ключ -w. Этот очень важный ключ дает Perl указание выдавать дополнительные предупреждающие сообщения о потенциально опасных конструкциях. Вам следует всегда использовать в своих программах ключ -w.

Вторая строка - это выполняемая часть данной программы. Здесь мы видим функцию print. В данном случае встроенная функция print имеет всего один аргумент, С-подобную текстовую строку. В этой строке комбинация символов \п обозначает символ новой строки. Оператор print завершается точкой с запятой (;). Как и в С, все простые операторы в Perl завершаются точкой с запятой*.

Когда вы вызываете эту программу, ядро запускает интерпретатор Perl, который разбирает всю профамму (обе строки, включая первую, т.е. комментарий) , а затем выполняет компилированный вариант. Первая и единственная операция - выполнение функции print, которая посылает значения своих аргументов на устройство вывода. По окончании выполнения программы этот Perl-процесс завершается и возвращает родительскому shell код успешного выполнения.

Точку с запятой можно опустить, если оператор является последним оператором в блоке или файле либо оператором eval.



Скоро вы увидите Perl-программы, в которых print и другие функции иногда вызываются с круглыми скобками, а иногда - без них. Правило здесь простое: круглые скобки для встроенных функций Perl не являются ни обязательными, ни запрещенными. Их применение может прояснить ситуацию, а может и запутать ее, так что выработайте собственный стиль.

Как задавать вопросы и запоминать результат

Давайте немного усложним пример, ведь приветствие Hello, World - слишком простое и статичное. Сделаем так, чтобы программа называла вас по имени. Для этого нам нужно место для хранения имени, способ задания вопроса об имени и способ получения ответа.

Одно из мест для хранения значений (вроде имени) - скалярная переменная. Для хранения вашего имени в нашей программе мы используем скалярную переменную $name. В главе 2, "Скалярные данные", мы более подробно узнаем о том, что можно хранить в этих переменных и что можно с ними делать. Пока же предположим, что мы можем хранить в скалярной переменной только одно число или строку (последовательность символов).

Программа должна иметь возможность спросить у вас имя. Для этого нам нужен способ выдачи приглашения и способ принятия от вас данных. Предыдущая программа показала нам, как можно приглашать, используя для этого функцию print. Получение же строки с терминала осуществляется с помощью конструкции <STDIN>, которая (в нашем случае) получает одну строку введенных данных. Введенные данные мы присваиваем переменной $name. Это дает нам следующую программу:

print "What IS your name? "; # Как ваше имя? $name = <STDIN>;

Значение переменной $name пока содержит завершающий символ новой строки (имя Randal поступает как Randal\n). Чтобы избавиться от этого символа, мы воспользуемся функцией chomp, которая в качестве своего единственного аргумента принимает скалярную переменную и удаляет из ее строкового значения завершающий символ перехода на новую строку (пробельный символ), если он присутствует:

chomp ($name);

Теперь нам нужно лишь сказать Hello и указать значение переменной $name, что мы можем сделать так, как в shell, поместив эту переменную в заключенную в кавычки строку:

print "Hello, 5name.\n";

Как и в shell, если нам нужен именно знак доллара, а не ссылка на скалярную переменную, мы можем предварить этот знак обратной косой чертой.



0 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103