Анимация
JavaScript


Главная  Библионтека 

[ 0 ] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82

Перегрузка операторов

В этой части я отвечаю на главный вопрос: «Зачем было писать еще одну книгу о С++»? Далее в головокружительном темпе рассматриваются некоторые нетривиальные возможности языка. Все это делается исключительно для подготовки к следующим главам, поэтому материал можно читать или пропускать в зависимости от того, насколько уверенно вы владеете теми или иными тонкостями синтаксиса С++.

Зачем нужна еще одна книга о С++?


По последним данным, на рынке продается по крайней мере 2 768 942 книги о С++, не говоря уже о всевозможных курсах, обучающих программах, журналах и семинарах с коктейлями. И все же в этом изобилии наблюдается удручающее однообразие. Просматривать полку книг о С++ в книжном магазине ничуть не интереснее, чем литературу по бухгалтерии. В сущности, все книги пересказывают одно и то же и отличаются разве что по весу и количеству цветов в диаграммах и таблицах. По моим подсчетам, 2 768 940 из них предназначены для новичков, ориентированы на конкретный компилятор или представляют собой справочники по синтаксису С++. Для тех, кто уже знает язык и желает подняться на следующий уровень, существующая ситуация оборачивается сплошными разочарованиями и расходами. Чтобы узнать что-то новое, приходится дергать главу отсюда и раздел оттуда. Для знатока С++ такая трата времени непозволительна.

Эта книга - совсем другое дело. Прежде всего, она предполагает, что вы уже владеете С++. Вероятно, вы программировали на С++ в течение года-двух или более. Став настоящим асом, на вопрос о должности вы перестали скромно отвечать «Программист»; теперь ваш титул складывается из слов «Старший», «Специалист», «Ведущий», «Разработчик», «Проектировщик» (расставьте в нужном порядке). Вы уже знаете, что «перегрузка оператора» не имеет никакого отношения к телефонной компании, а «класс-коллекция» - вовсе не сборище филателистов. На вашей полке стоит книга Страуструпа «Annotated C++ Reference Manual», которую в профессиональных разговорах вы часто сокращенно именуете ARM и даже не считаете нужным расшифровывать.

Если вы узнали себя, добро пожаловать - эта книга для вас. Ее можно было бы еще назвать «С++: путь гуру». С++ в ней описывается совсем не так, как в книгах для начинающих. На этом уровне С++ - не столько язык, сколько целая субкультура со своими идиомами, приемами и стандартными архитектурными решениями, которые не следуют очевидным образом из формального описания языка. Об этом «языке внутри языка» редко упоминается с книгах и журналах. Одни программисты самостоятельно обнаруживают все эти возможности и с гордостью считают, что изобрели нечто потрясающее, пока не выяснится, что «нет ничего нового под солнцем». Другим везет, и они становятся учениками подлинных мастеров С++ - к сожалению, такие мастера встречаются слишком редко. В этой книге я попытался проложить третий путь истинного просветления - самостоятельное изучение. Кроме того, книга предназначена для тех, кто уже достиг заветной цели, но хочет пообщаться, поболтать в дружеской компании и пошевелить мозгами над очередной головоломкой.

Дао С++

С++ - язык, который изучается постепенно. Лишь после того, как будет сделан последний шаг, разрозненные приемы и фрагменты синтаксиса начинают складываться в общую картину. По-моему, изучение С++ чем-то напоминает подъем на лифте. Дзынь! Второй этаж. С++ - это усовершенствованный вариант С, с сильной типизацией (которую, впрочем, при желании можно обойти) и удобными комментариями . Любой программист на С, если он не хочет подаваться в менеджеры, должен двигаться дальше а Бьярн Страуструп (Господи, благослови его) придумал для этого отличную возможность.



Дзынь! Третий этаж. С++ - хороший, хотя и не потрясающий объектно-ориентированный язык программирования. Не Smalltalk, конечно, но чего ожидать от языка, работающего с такой головокружительной скоростью? С++ - это Cobol 90-х, политически выдержанный язык, которые гарантирует финансирование вашего проекта высшим руководством. А уж если С++ достаточно часто упоминается в плане, можно надеяться на удвоение бюджета. Это тоже хорошо, потому что никто толком не умеет оценивать проекты на С++ и управлять ими. А что касается инструментария - глаза разбегаются, не правда ли?

Дзынь! Последний этаж, все выходят. Но позвольте, где же «все»? Лифт почти пуст. С++ - это на самом деле не столько язык, сколько инструмент для создания ваших собственных языков. Его элегантность заключается отнюдь не в простоте (слова С++ и простота режут слух своим явным противоречием), а в его потенциальных возможностях. За каждой уродливой проблемой прячется какая-нибудь умная идиома, изящный языковой финт, благодаря которому проблема тает прямо на глазах. Проблема решается так же элегантно, как это сделал бы настоящий язык типа Smalltalk или Lisp, но при этом ваш процессор не дымится от напряжения, а на Уолл-Стрит не растут акции производителей чипов памяти. С++ - вообще не язык. Это мировоззрение или наркотик, меняющий способ мышления.

Но вернемся к слову «элегантный». В программировании на С++ действует перефразированный принцип Дао: «Чтобы достичь истинной элегантности, нужно отказаться от стремления к элегантности». С++ во многом представляет собой С следующего поколения. Написанные на нем программы эффективно компилируются и быстро работают. Он обладает очень традиционной блочной структурой и сокращенной записью для многих распространенных операций (например, i++). В нем есть свои существительные, глаголы, прилагательные и свой жаргон:

cout << 17 << endl << flush;

Ревнители частоты языка часто нападают на С++. Они полагают, что высшее достижение современной цивилизации - язык, построенный исключительно из атомов и скобок. По мнению этих террористов от синтаксиса, если простую переменную с первого взгляда невозможно отличить от вызова функции или макроса - это вообще не язык, а шарлатанство для развлечения праздной толпы. К сожалению, теория расходится с практикой. В реальной жизни толпа платит лишь за то, чтобы видеть языки, в которых разные идеи выглядят по-разному. «Простые и последовательные» языки никогда не пользовались особым успехом за стенками академий, а языки с блочной структурой овладели массами. Стоит ли этому удивляться? Ведь компьютерные языки приходится изучать и запоминать, а для этого используется то же серое вещество, с помощью которого мы изучаем и запоминаем естественные языки. Попробуйте-ка назвать хотя бы один естественный язык без существительных, глаголов и скобок! Я бы не рискнул. Все наши познания в лингвистике говорят о том, что эти «плохие» особенности только ускоряют изучение компьютерного языка и делают его более понятным. i++ во всех отношениях действительно понятнее, чем i :=i+1, а x=17+29 читается лучше, нежели (setq x(+17, 29)). Речь идет не о строении компьютерного языка, а скорее о нашем собственном строении. Все уродства С++ - это в основном наши уродства. Когда вы научитесь понимать и любить его странности, когда перестанете беспокоиться о математической стройности, будет сделан ваш первый шаг к достижению элегантности в С++.

С++ наряду с Lisp, Smalltalk и другими динамическими языками (в отличие от С) обладает средствами для низкоуровневых манипуляций с компьютером. Вы можете создать свой собственный тип данных и подсунуть его компилятору так, чтобы он принял этот тип за встроенный. Вы можете управлять вызовами своих функций, обращениями к переменным классов, выделением и освобождением памяти, инициализацией и удалением объектов - и все это (в основном) происходит без потери эффективности или безопасности типов. Но в отличие от других языков, если эта сила будет применена неправильно, программа на С++ «грохнется». А если устоит программа, грохнутся ваши коллеги-программисты - если вы не придумаете, как пояснить свои намерения и использовать правильную идиому для особенно сложных моментов. Как известно, Дедал со своим сыном Икаром бежал и заточения на Крите с помощью крыльев, сделанных из перьев и воска. Дедал, главный архитектор и изобретатель, спокойно порхал где-то внизу. Его безрассудный сын поднялся слишком высоко к солнцу и упал в море. Хммм Нет, пожалуй, аналогия получилась неудачная. Ведь именно Дедал построил Лабиринт - такой сложный, что в попытках выбраться из него люди либо умирали, либо попадали на обед к Минотавру. Может, попробуем более современную аналогию? Используя



низкоуровневые возможности С++, вы действуете, как суровый детектив с его сакраментальной фразой: «Доверься мне - я знаю, что делаю». Компилятор закатывает глаза и безмолвно подчиняется.

С++ интригует своими явными противоречиями. Его гибкость легко превращается в главный источник ошибок. За возможности его расширения не приходится расплачиваться скоростью или объемом кода. Он элегантен в одних руках и опасен в других, прост и сложен одновременно. После нескольких лет работы вы так и не можете решить, восхищаться им или проклинать. Да, настоящий знаток понимает все концепции, лежащие в основе языка и склоняющие чашу весов в его пользу. Эти концепции не видны с первого взгляда; чтобы понять их, необходимо в течение нескольких лет пытаться решать совершенно разные задачи. Некоторые архитектурные парадигмы лучше всего соответствуют конкретным языковым решениям. Их неправильное сочетание обернется хаосом, а правильное - элегантностью.

Три великие идеи С++

О нетривиальном использовании C++ написано так много, что я даже не знаю, с чего начать. Вам когда-нибудь приходилось видеть стереограммы? С первого взгляда они похожи на случайный узор, но после медленного и внимательного разглядывания на них проявляется слон, спираль или что-нибудь еще. Чтобы увидеть смысл в точках и пятнах, нужно рассматривать их в контексте объединяющей темы. Именно здесь кроется одно из самых больших разочарований при изучении архитектуры и идиом C++. Сначала кажется, что перед вами - огромная куча разрозненных приемов и ни одного правила того, как ими пользоваться. Эта книга научит вас «видеть слона». Существует множество классификаций нетривиальных аспектов C++, но я разделил их на несколько простых тем:

• Косвенные обращения.

• Гомоморфные иерархии классов.

• Пространства памяти.

В основе каждой темы лежит конкретный синтаксис и средства C++, и их совместное применение позволяет решать самые разные задачи. Существует много других приемов и принципов, которые тоже стоило бы включить в эту книгу, но эти три категории помогают организовать очень большое количество тем в логически стройную структуру.

В первой части приведен обзор многих важных аттракционов синтаксического цирка C++. Например, многие программисты C++ не имеют большого опыта работы с перегруженными операторами и лишь теоретически знают, как они применяются. Оказывается, большинство программистов никогда не использует шаблоны или обработку исключений и лишь немногие умеют пользоваться потоками ввода/вывода за рамками простейших обращений к объектам cout и cin. В части 1 стараюсь выровнять уровни подготовки читателей, заполнить пробелы в ваших знаниях C++ и подготовиться к игре. Часть 1 можно читать от корки до, бегло просматривать или пропускать целые разделы в зависимости от того, насколько хорошо вы знакомы с нюансами C++.

Термин косвенное обращение (indirection) относится к разным конкретным темам, однако везде используется одна и та же концепция: клиентский объект обращается с запросом к другому объекту, который, в свою очередь, поручает работу третьему объекту. Косвенность связана со средним объектом в цепочке. Иногда годится слышать, что это определение почти совпадает с определением делегирования (delegation), одного из краеугольных камней объектно-ориентированного программирования. Тем не менее, в C++ идиомы, используемые с этой концепцией, и ее языковая поддержка выходят далеко за рамки того, что считается делегированием в других языках. В этой книге часто используется термин указатель (pointer); вы встретите его в каждой главе. Указатели C++ способны на многое. Они могут определить, где в памяти, на диске или в сети находится объект, на который они ссылаются; когда он уничтожается; изменяется ли он или доступен только для чтения; и даже то, существует ли объект или просто представляет собой некую область в абстрактном пространстве памяти - и все это происходит без активного участия самого объекта, который может ничего не знать об этих низкоуровневых операциях. Возможности, что и говорить, впечатляющие, однако они основаны на нескольких очень простых идиомах.

О проектировании иерархии классов говорили все кому не лень - одни по делу, другие болтали об «имитации объектов реального мира». Большинство аргументов в равной степени относится к любому объектно-ориентированному языку, и я вовсе не намерен захламлять книгу по C++ своими личными



[ 0 ] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82